Под занавес 2024 года, когда все уже грезили мандаринами, оливье и новогодними каникулами, нам "под ёлочку" преподнесли "сюрприз". Нет, не сладости и не игристое, а новые изменения в закон о рекламе. С 1 апреля 2025 года (и это не шутка, хотя дата, кажется, с юмором выбрана) вводится новый сбор за интернет-рекламу. Три процента от выручки — именно столько теперь придется перечислять в казну.

А тут ещё и новый сбор за рекламу в интернете. Если с маркировкой хоть что-то было понятно, то с этим новым сбором пока что всё покрыто мраком. Поправки в закон есть, а конкретики — ноль. Но давайте разберёмся, что это за "дивный зверь" и как он повлияет на каждого из нас (однозначно, в конце статьи узнаете почему).

Что за новый сбор на рекламу? И с чем связано его появление?

В общем, идея простая: если вы имеете какое-либо отношение к рекламе в интернете — будь то блогер, владелец веб-сайта, рекламное агентство — готовьтесь делиться своей прибылью.

3% от выручки с рекламы теперь будут перечисляться в бюджет.

Для чего это нужно? Считается, что для наведения порядка на рынке интернет-рекламы, поддержки создателей программного обеспечения, внесенного в государственный реестр российского софта...

А неофициальная? Ну, вы сами понимаете. Лишние средства никогда не помешают, особенно когда дело касается такой привлекательной области, как онлайн-реклама. Только вдумайтесь: за первые шесть месяцев 2024 года рекламодатели израсходовали на интернет-рекламу 381 млрд рублей. Это данные из отчёта нашего уважаемого Роскомнадзора. А теперь представьте, сколько можно выручить с этих 3%.

Кто обязан уплачивать новый сбор в размере 3%?

Закон сформулирован так, что его действие распространяется почти на всех, кто имеет отношение к рекламе в интернете.

Основные категории:

Распространители рекламы — владельцы сайтов, администраторы сообществ, блогеры, рекламные агентства. Если вы размещаете рекламу, то будьте готовы платить.


Операторы рекламных систем — например, Яндекс, VK Реклама.


Рекламодатели, которые размещают рекламу на зарубежных сайтах, но ориентированную на российских пользователей. В этом случае рекламодатель самостоятельно должен рассчитать сбор, уплатить его и уведомить иностранную компанию.

Если ваша реклама размещается на сайтах государственных СМИ, федеральных телеканалов или изданий, получающих государственную поддержку, то можно расслабиться. На них данный сбор не распространяется – "повезло".

Изучить можно самостоятельно (подсказка) – статья 18.2 Закона о рекламе.

А что будет, если не вносить оплату?

При неуплате последуют штрафы. Для обычных граждан — от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц — от 4000 до 20 000, а для организаций — от 100 000 до 500 000 рублей, поэтому лучше, если сайт оформлен на физлицо, это будет не так "накладно".

И вот что любопытно: на данный момент в КоАП отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за неуплату данного рекламного сбора. Значит, скорее всего, будут штрафовать по общей статье, касающейся нарушений законодательства о рекламе. Хотя это, безусловно, временная мера. У меня есть ощущение, что через какое-то время всё "приведут в порядок", то есть внесут изменения.

Мысли вслух:

Да, пополнение бюджета необходимо. Однако, это дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. Особенно ощутимо для малого и среднего предпринимательства.

Вообразите, вы — блогер или владелец небольшого веб-ресурса. Вы уже платите налоги, а теперь ещё и 3% от выручки нужно отдать. Более того, многие рекламодатели уже включили эти 3% в стоимость своих услуг, что означает, что в конечном счете платить будет конечный пользователь. То есть, мы с вами.

Получается, что этот сбор, по сути, коснётся всех. Не удивляйтесь, если привычная вкусная еда в доставке станет чуть дороже.

И ещё один аспект. Как это будет управляться? У нас и так с маркировкой рекламы было немало проблем, а тут ещё и сбор. Не выльется ли так, что, стремясь к этим 3%, мы просто увязнем в бюрократических процедурах?