У множества автомобилистов укоренилось мнение, что название бензина целиком диктует его свойства. Следовательно, бензин АИ-95 во всех отношениях лучше АИ-92, а АИ-100 превосходит АИ-95. Но на деле это не всегда верно, и топливо с меньшим октановым числом может оказаться лучше по целому ряду показателей. Попробуем выяснить, отчего так происходит, и как выбрать оптимальную марку горючего для конкретной машины.

Автопроизводитель выполняет центральную функцию в установлении норм на расходные материалы, необходимые для надлежащей эксплуатации машины. Он регламентирует параметры технических жидкостей, а также задает минимальные требования к бензину. Однако производители не ограничивают верхнюю границу октанового числа, тем самым предоставляя водителям свободу выбора. Скажем, если указано "не ниже АИ-92", допустимо использование АИ-95, и многие автовладельцы отмечают положительный эффект от данного решения.

Более высокое октановое число может принести небольшую прибавку к мощности мотора и уменьшить расход топлива. Однако измерения указывают на отсутствие экономической выгоды. Разница в расходе горючего не компенсирует увеличение цены, составляющее примерно 10%. Возникает вопрос: обеспечит ли АИ-95 по сравнению с АИ-92 какие-либо другие преимущества, к примеру, поддержание топливной системы и двигателя в чистоте? Тут все не так однозначно.

Современные методы позволяют повысить октановое число до 95 единиц посредством каталитического процесса (при переработке нефти). Однако, на деле многие изготовители не прибегают к этому способу ввиду его относительно высокой стоимости. Намного экономичнее получить необходимое октановое число, добавляя антидетонационные присадки. Но в перспективе длительного использования, они способны негативно влиять на внутреннюю чистоту двигателя.

Выходит, что бензин АИ-95 не всегда более чистый, чем АИ-92, а зачастую ситуация разворачивается в обратном направлении. Антидетонационные добавки способны оставлять после себя отложения на клапанах и деталях поршневой системы, что приводит к появлению специфического нагара. По этой же причине бензин АИ-92 демонстрирует большую стабильность при хранении, поскольку содержит меньшее количество летучих компонентов. Как следствие, он дольше удерживает изначальное октановое число, в особенности в условиях высоких температур.

Двигатели, изначально сконструированные для АИ-92, не всегда показывают идеальную совместимость с АИ-95. Дело в том, что более высокое октановое число подразумевает более продолжительное горение топливно-воздушной смеси, и этот момент нужно учитывать при выборе бензина. В то время как современные авто оснащены блоком управления, который способен точно корректировать состав смеси, раньше подобных технологий не существовало. В результате, топливо могло не полностью сгорать в отведенное ему время, что приводило к увеличению нагрузки на выпускные клапана и, как следствие, к их преждевременному выходу из строя.

Если автопроизводитель позволяет использовать АИ-92, к переходу на АИ-95 следует подходить обдуманно. Иначе есть риск не просто переплачивать за бензин, но и в долгосрочной перспективе получить проблемы с мотором. Однако, бывают ситуации, когда переход на АИ-95, при разрешенном АИ-92, оказывается полезным, особенно для турбированных двигателей.