Порой б/у машина преподносит сюрпризы, которые явно не соответствуют заверениям продавца. В этой истории все как в учебнике: скрученный пробег, неприятные поломки, упрямый автосалон и суд, который не может принять решение с первого раза.
Что произошло?
Весной 2022 года гражданин Б. приобрёл через автосалон автомобиль с пробегом. Продавец утверждал, что пробег составлял 56 тысяч километров. Машина пришлась по душе, стоила 1 095 000 рублей, часть суммы была взята в кредит. Через два месяца загорелся «чек» двигателя, и Б. обратился в сервис.
И вот неожиданность: реальный пробег, если верить мастерам, составил почти 386 тысяч километров. Кроме того, обнаружилось, что машина уже была в аварии.
Покупатель направил автосалону претензию с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченную сумму. Но автодилер отказался: там объяснили, что автомобиль им передал прежний хозяин именно с заявленным пробегом в 56 тысяч, а про ДТП им и вовсе было ничего не известно.
И вообще, в договоре имелась формулировка о "признаках скрученного пробега", то есть покупателя якобы уведомили.
Тогда Б. обратился в суд.
Какое решение вынес суд?
Суд первой инстанции поддержал автосалон.
Он подчеркнул, что покупатель осматривал машину до покупки, подписал акт приема-передачи и не предъявлял претензий по поводу технических характеристик автомобиля.
В договоре содержалась формулировка о признаках корректировки пробега — следовательно, покупатель был предупрежден о вероятном изменении показаний одометра и мог предпринять дополнительные меры, но не стал.
Более того, согласно информации Автотеки, в 2020 году машина уже имела пробег свыше 300 тысяч километров — следовательно, удивление покупателя спустя два года суд посчитал необоснованным. А так как истец не сумел доказать, что проблемы возникли до момента продажи, и не подтвердил, что продавец намеренно ввел его в заблуждение, суд отклонил иск.
Но Б. обратился с апелляцией.
Какой был вердикт апелляционного суда?
Апелляционная инстанция подчеркнула: предоставление правдивой информации — ответственность продавца, особенно если он — профи на рынке.
Указанный пробег составлял 56 тысяч, однако в реальности он оказался в шесть раз больше — и неважно, что в договоре намекали на возможные манипуляции. Это все равно не делает сведения правдивыми.
Кроме того, суд подчеркнул: покупатель вправе рассчитывать на заявленные характеристики, а не на проведение технической экспертизы.
Существенно то, что суд подчеркнул: осведомленность автосалона о настоящем пробеге не имеет значения. Автосалон, как профессиональный игрок рынка, обязан был осмотреть машину перед продажей. Не проверил — отвечает за последствия.
Решение суда первой инстанции отменили, а договор купли-продажи признали недействительным. В пользу покупателя было взыскано почти 2 миллиона рублей — сюда вошли стоимость машины, проценты по кредиту, возмещение морального ущерба и потребительский штраф (Определение Верховного Суда Удмуртской Республики по делу N 33-1304/2024).