Меняем электролит – возвращение к жизни короткозамкнутых батарей
Если жидкость в банках приобрела непонятный цвет: мутный, черный, ее нужно будет заменить. Это происходит в очень старых батареях, которые долгое время не использовались, и в случае короткого замыкания. В общем, если короткое замыкание произошло из-за деформации решеток, то восстановить его можно только физическим вмешательством.
Со старыми батареями это было сделано просто: каждая банка была отдельной. Короткозамкнутую вскрыли и установили новые пластины. Теперь все отдельные элементы заключены в общий корпус, и такое вмешательство сложно, но возможно. Мы расскажем, как это сделать дальше, а теперь как поменять электролит.
Короткое замыкание определяется по черному цвету, как было сказано выше, и по заряду. Все банки начинают выбрасывать газ, но в закороченном этого не происходит. Затем сливаем электролит, извлекая его грушей. Можно из одной емкости, а точнее из всех — заливка свежего электролита не помешает. Затем залейте дистиллированную воду, слегка встряхните корпус и тщательно слейте воду. Не переворачивайте его вверх дном, чтобы ил не застрял между пластинами. Повторяйте, пока вода не станет прозрачной.
В банке с коротким замыканием применяется более радикальный метод. В нижней части корпуса делаем небольшое отверстие 4-5 мм, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Вся грязь уходит, ничего не остается. Отверстие заделывают пластиком с помощью паяльника. Если пластины не деформируются, достаточно будет заменить электролит.
Дальнейший процесс выглядит следующим образом:
- Заливаем электролит плотностью 1,28. Вы можете предварительно растворить специальную десульфатирующую добавку за два дня. Оставьте на день, чтобы вышел воздух.
- Заряжаем током 0,1 А до полного восстановления плотности, следя за тем, чтобы не было бурного закипания и сильного перегрева корпуса. При необходимости выключить, дать остыть. Заряжаем до 14-15 В.
- Наблюдаем за показаниями аерометра, убавляем ток и оставляем на 2 часа. Если плотность за это время не изменилась, прекратите зарядку.
- Разряжаем током от 0,5 А до 10 Вольт. Если индикатор достигает этой отметки до 8 часов, цикл повторяется. В противном случае заряжайте только до номинального значения.
А теперь о замене пластин в неразъемном аккумуляторе своими руками. Обрежьте пластик сверху. Перемычки, выходящие на соседние банки, отсоединяем любым способом: распаиваем или разрезаем. Вынимаем пакет и хорошо промываем водой, чтобы смыть остатки кислоты. Теперь ищем, где он закрывается. Рассмотрим пластины и диэлектрик. Задача: найти частицу, соединяющую две пластины.
Нашли — ну снимаем. Сначала следует промыть, удалить все остатки, поместить пакет. Восстанавливаем перемычки, обклеиваем крышку клеем, эпоксидкой или плавим паяльником. Залейте электролит и зарядите. Если пластины покоробились, их можно использовать от другого старого аккумулятора, выбрав наименее поврежденную упаковку.
Все работы необходимо проводить в перчатках и в помещении с достаточной вентиляцией, желательно на воздухе: серная кислота и газы могут быть вредными для здоровья.
Признаки того, что аккумулятор скоро выйдет из строя
Как узнать, разряжена ли батарея? Основными признаками надвигающейся катастрофы являются:
- Быстрая зарядка и быстрая разрядка. «Разряженного» аккумулятора обычно хватает на несколько попыток запуска. Если включить дальний свет при выключенном двигателе, то через 10-15 минут напряжение на выводах АКБ значительно упадет (до 11,5 В и ниже). Это означает, что аккумулятор серьезно разряжен.
- Трудный старт. Даже при полностью заряженном аккумуляторе стартер крутится с усилием. И не только на морозе, но и в теплом гараже или летом.
- Повышенный саморазряд. Напряжение на полностью заряженной, отключенной батарее через день или два, а иногда даже за ночь значительно падает.